Открытие выставки «Мультики-джойстики»

14 апреля в 19:00 в галерее «Ходынка» Объединения «Выставочные залы Москвы» состоится открытие коллективной выставки Александра Савко и студентов Московской школы современного искусства Университета креативных индустрий Universal University.

Искусство и культура 16+

Выставочный проект «Мультики–джойстики» исследует способы взаимодействия иллюзии – как компонента современной культуры – в различных продуктах индустрии 4.0 с позицией зрителя в отношении нее. Это исследование разворачивается в различных контекстах.


Иллюзии, созданные посредством технологий, – мультипликационные, анимационные, графические; 3d, веб 4.0, VR, AR; компьютерные интерактивные видео игры, голографические и прочие проекты – представляют собой эффективные стратегии захвата зрительского внимания и обеспечения присутствия в них человека, и в данном случае являются предметом визуально-аналитического исследования группы студентов программы «Современное искусство» Московской школы современного искусства – в рамках кураторского проекта Елены Ковылиной). Премьера проекта намечена на 14 апреля 2023 г. в пространстве галереи Ходынка (Объединения Выставочные Залы Москвы). Руководитель курса Михаил Левин.

Первые опыты «оживления картинки» и создания движущегося образа относятся еще к 15 веку. Эволюция же самого феномена мультиплицирования изображения – от первых кинескопов до опытов братьев Люмьер, и далее – к Метавселенным – заняла не менее нескольких веков. 
Стремительное и повсеместное внедрение цифровых технологий, сделавшееся своеобразной доминантой уже в начале нынешнего столетия, радикально усилило «вау-эффект» и усилило статус «индустрии иллюзий».

Между тем, вместе с развитием технологий постепенно менялась и роль зрителя. 
На первых этапах эволюции техник визуальных спецэффектов – с появлением «картинок-обманок» и иных фокусов – роль зрителя, сводилась, в основном, к эмоциональной включенности в процесс и почти полному следованию предлагаемому нарративу. Ставка индустрии развлечений, делавшаяся мега корпорациями на эмоциональное погружение, переживание, своего рода трансгрессию, служила созданию «горизонтального алгоритма» приобретения опыта (как, например – сопереживание герою).

Сегодня вариативность вовлеченности в мультимедийную среду иллюзии, предоставляемая современному зрителю, много шире. Эти вариации представляют прежде всего целую палитру сценарных веток развития: множество сюжетных линий – внутри отдельного произведения; артефакты дополненной реальности, и проч. 
Благодаря использованию всевозможных гаджетов (таким, как одномерные и многомерные джойстики, сенсоры, ползунки, педали, ручки), а также технологиям VR, AR, интерактивная игра, телеприсутствие и другим, им подобным, то есть, связывающим зрителя с произведением, делая его не просто наблюдателем, но активным пользователем, обладающего статусом участника и по-своему формирующим пространство реализации тех или иных вариантов прохождения игры. В сущности, – псевдотворцом – в рамках предзаданных алгоритмов. 
Такая эволюция – от пассивного наблюдателя до активного участника – чрезвычайно интересна – как с точки зрения культурологической и антропологической, так и с концептуальной. 
На примере нее мы можем экстраполировать некоторые социальные процессы, уже сейчас происходящие в обществе (равно как и те, которым суждено осуществляться в ближайшем будущем) в случае, если они будут внедрены массово.


Так, Метавселенные – в том идеальном аспекте, как они бывают представлены в фантастических фильмах о будущем – скрывают в себе потенциальные перспективы построения целых миров, которые могут быть проявлены в виде органических голографических матриц, и способны к созданию конкуренции – в отношении жизни в физическом мире. 
Герберт Маршалл Маклюэн, один из наиболее авторитетных теоретиков современных медиа, приводил аналогию между изобретением колеса телеги и атрофией стопы у человека, тем самым иллюстрируя гипотезу о том, что технический прогресс, на самом деле, служит не столько развитию природных способностей человека, сколько их угнетению.

Футуристические перспективы развития парадигм виртуальных интерактивных миров, исследованию которых мы посвящаем нынешнюю выставку с ироничным названием «Мультики-Джойстики» готовы явить потенциально совершенную архитектуру иллюзорных пространств. Это поистине впечатляет. Однако несмотря на всю привлекательность предлагаемого параллельного – дигитального – мира, именно сейчас мы призваны осмыслить принимаемое нами, то есть, современным обществом, коллективное решение: насколько глубоко, на самом деле, мы хотели бы погрузиться в объятия навязываемой нам отовсюду игровой матрицы, и, предоставив цифровому миру свои органические ресурсы – в виде времени, внимания, телесного присутствия – тем самым объективировать компьютерные программы и алгоритмы, насытив их той единственной, собственной жизненной энергией.
 

Елена Ковылина

Поделиться:

378 дней назад
14 апреля 2023 19:00–21:00

Москва
ул. Ирины Левченко, 2 галерея «Ходынка»
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов