Открытие выставки «Мультики-джойстики»

14 апреля в 19:00 в галерее «Ходынка» Объединения «Выставочные залы Москвы» состоится открытие коллективной выставки Александра Савко и студентов Московской школы современного искусства Университета креативных индустрий Universal University.

Искусство и культура 16+

Выставочный проект «Мультики–джойстики» исследует способы взаимодействия иллюзии – как компонента современной культуры – в различных продуктах индустрии 4.0 с позицией зрителя в отношении нее. Это исследование разворачивается в различных контекстах.


Иллюзии, созданные посредством технологий, – мультипликационные, анимационные, графические; 3d, веб 4.0, VR, AR; компьютерные интерактивные видео игры, голографические и прочие проекты – представляют собой эффективные стратегии захвата зрительского внимания и обеспечения присутствия в них человека, и в данном случае являются предметом визуально-аналитического исследования группы студентов программы «Современное искусство» Московской школы современного искусства – в рамках кураторского проекта Елены Ковылиной). Премьера проекта намечена на 14 апреля 2023 г. в пространстве галереи Ходынка (Объединения Выставочные Залы Москвы). Руководитель курса Михаил Левин.

Первые опыты «оживления картинки» и создания движущегося образа относятся еще к 15 веку. Эволюция же самого феномена мультиплицирования изображения – от первых кинескопов до опытов братьев Люмьер, и далее – к Метавселенным – заняла не менее нескольких веков. 
Стремительное и повсеместное внедрение цифровых технологий, сделавшееся своеобразной доминантой уже в начале нынешнего столетия, радикально усилило «вау-эффект» и усилило статус «индустрии иллюзий».

Между тем, вместе с развитием технологий постепенно менялась и роль зрителя. 
На первых этапах эволюции техник визуальных спецэффектов – с появлением «картинок-обманок» и иных фокусов – роль зрителя, сводилась, в основном, к эмоциональной включенности в процесс и почти полному следованию предлагаемому нарративу. Ставка индустрии развлечений, делавшаяся мега корпорациями на эмоциональное погружение, переживание, своего рода трансгрессию, служила созданию «горизонтального алгоритма» приобретения опыта (как, например – сопереживание герою).

Сегодня вариативность вовлеченности в мультимедийную среду иллюзии, предоставляемая современному зрителю, много шире. Эти вариации представляют прежде всего целую палитру сценарных веток развития: множество сюжетных линий – внутри отдельного произведения; артефакты дополненной реальности, и проч. 
Благодаря использованию всевозможных гаджетов (таким, как одномерные и многомерные джойстики, сенсоры, ползунки, педали, ручки), а также технологиям VR, AR, интерактивная игра, телеприсутствие и другим, им подобным, то есть, связывающим зрителя с произведением, делая его не просто наблюдателем, но активным пользователем, обладающего статусом участника и по-своему формирующим пространство реализации тех или иных вариантов прохождения игры. В сущности, – псевдотворцом – в рамках предзаданных алгоритмов. 
Такая эволюция – от пассивного наблюдателя до активного участника – чрезвычайно интересна – как с точки зрения культурологической и антропологической, так и с концептуальной. 
На примере нее мы можем экстраполировать некоторые социальные процессы, уже сейчас происходящие в обществе (равно как и те, которым суждено осуществляться в ближайшем будущем) в случае, если они будут внедрены массово.


Так, Метавселенные – в том идеальном аспекте, как они бывают представлены в фантастических фильмах о будущем – скрывают в себе потенциальные перспективы построения целых миров, которые могут быть проявлены в виде органических голографических матриц, и способны к созданию конкуренции – в отношении жизни в физическом мире. 
Герберт Маршалл Маклюэн, один из наиболее авторитетных теоретиков современных медиа, приводил аналогию между изобретением колеса телеги и атрофией стопы у человека, тем самым иллюстрируя гипотезу о том, что технический прогресс, на самом деле, служит не столько развитию природных способностей человека, сколько их угнетению.

Футуристические перспективы развития парадигм виртуальных интерактивных миров, исследованию которых мы посвящаем нынешнюю выставку с ироничным названием «Мультики-Джойстики» готовы явить потенциально совершенную архитектуру иллюзорных пространств. Это поистине впечатляет. Однако несмотря на всю привлекательность предлагаемого параллельного – дигитального – мира, именно сейчас мы призваны осмыслить принимаемое нами, то есть, современным обществом, коллективное решение: насколько глубоко, на самом деле, мы хотели бы погрузиться в объятия навязываемой нам отовсюду игровой матрицы, и, предоставив цифровому миру свои органические ресурсы – в виде времени, внимания, телесного присутствия – тем самым объективировать компьютерные программы и алгоритмы, насытив их той единственной, собственной жизненной энергией.
 

Елена Ковылина

Поделиться:

642 дня назад
14 апреля 2023 19:00–21:00

Москва
ул. Ирины Левченко, 2 галерея «Ходынка»
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

По номеру с вами свяжется организатор

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов